
Здравствуйте, уважаемые родители!
Как много в настоящее время уделяется внимания на процесс подготовки к школе. Нам родителям хочется чтобы ребенок читал, считал, много знал об окружающем мире, умел писать. Часто бывает, что будущий первоклассник почти все из перечисленного умеет, но вот красиво писать почему-то не получается. Возможная причина в том, что у него недостаточно хорошо развиты графомоторные навыки. Что это такое? Как помочь ребенку овладеть ими?
Графомоторный навык -это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро.
Неправильно сформированный графомоторный навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время ,переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как:
- хорошее развитие общей и мелкой моторики,
- серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений
- зрительной памяти.
Графомоторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребёнка, что дезорганизует и все предшествующие операции
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Графомоторные навыки включают в себя:
- Мелкая мускулатура пальцев
— Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
- Зрительный анализ и синтез
— Упражнения на определение правых и левых частей тела.
— Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
— Задания с условиями по выбору нужных направлений.
- Рисование
— Занятия по штриховке по контуру, обводка.
— Срисовывание геометрических фигур.
— Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
— дорисовывание незаконченных рисунков;
— дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
— упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
— Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
- Графическая символика
— Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Этапы формирования графомоторных навыков
Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:
~ В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
~ В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
~ В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
~ Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.
Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
— зрительного восприятия;
— произвольной графической активности;
— зрительно-моторной координации.
Итак, а теперь самое интересное!
Мое убеждение в том, что когда мы даем ребенку-дошкольнику только работать в тетрадях (что собственно говоря он будет делать еще долгие 12 лет школьного обучения), то мы лишаем его возможности познать, что процесс подготовки к школе может быть намного увлекательнее! Оказывается, можно учиться срисовывать узоры, штриховать, копировать образец в увлекательной форме, а самое важное, что можно получить результат своей работы, причем этим результатом можно кого-то удивить. Вот как сегодня мы удивили многих тем, как один 5 летний парень развивал графомоторные навыки.
Нам потребуется:
- квадратный лист с образцами штриховок (можно заменить узорами для срисовывания, обводилками): я поделила лист на квадратики и дала образец штриховок — узоров
- цветной картон
- ножницы
- клей
- фломастеры
Этапы работы:
- Ребенок выполняет штриховку (узоры и т.п.)
- В технике оригами складывает по образцу
- Вырезает из картона обложку открытки
- Приклеивает бумагу.
- Проговаривает что получилось, а над чем еще нужно поработать
- Радуется сам и радует близких.
Педагог-психолог МДОУ д/с № 100
Мумладзе С.Н.