Гуманная педагогика

-сем1-e1394998102699

 

Холодный чай и холодный рис терпимы, но холодный взгляд и холодное слово — невыносимы.

Японская мудрость

Слово «гуманный» в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный.

Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека как личности, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы.

Шалва Александрович Амонашвили пишет: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона».

Необходимость нравственного воспитания детей с самого раннего возраста становится очевидной не только для педагогов.
В начале жизненного пути каждый ребёнок нуждается в помощи и защите со стороны взрослых и доверяет им. И те взрослые, которые находятся рядом с ним, несут ответственность за его будущее – каким он вырастет, как сложится его жизнь.

Не возможно не признать, что ребенок прежде всего воспитывается в семье.  Конечно, есть специалисты — воспитатели, учителя и наставники. Но прежде всего, мама и папа станут самыми первыми и главными учителями для своего ребенка.

Гуманная педагогика основана на принципах классической педагогики, яркими представителями которой являются Корчак, Сухомлинский, Макаренко, Ушинский, Выгодский, Вернадский, Узнадзе и другие. Каждый из них был выдающейся яркой личностью, был носителем нравственно-этических идей; был глубоко нравственным и искренним человеком. Их педагогика опиралась на мировоззрение, какое-либо философское или религиозное Учение.

Shalva
 Ш.А. Амонашвили – научный руководитель Международного движения гуманной педагогики, доктор психологических наук, профессор. Академик Российской Академии Образования.
Действительный иностранный член Академии Педагогических Наук Украины. Почетный доктор Софийского Университета имени Святого Климента Охридского.
Почетный профессор Тюменского, Дагестанского, Уральского  (Казахстан), Нефтекамского  государственных университетов,  Новосибирского, Челябинского, Самарского и других педагогических    университетов.
Руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики.   Международным Общественным Жюри признан «Рыцарем Гуманной Педагогики», награждён золотым значком «Сердце и лебедь».
Родился в 1931 году в городе Тбилиси в Грузии. Закончил востоковедческий факультет Тбилисского университета.

В 70-х годах он возглавлял массовый эксперимент «Гуманно-личностный подход к детям в воспитательном процессе» в школах Грузии. Этот эксперимент получил широкий отклик по всему миру.

Ш. Амонашвили является автором десятков книг, переведенных на многие языки: «Здравствуйте, дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа жизни», «Исповедь отца сыну», «Письма к дочери», «Истина школы» и др.

Шалва Александрович проводит большую деятельность по распространению идей гуманной педагогики, проводит семинары с педагогами и родителями России и стран СНГ, также в странах Балтии. Основал свыше 150 лабораторий гуманной педагогики в этих странах.

Вместе с академиком Д.Д. Зуевым издает «Антологию Гуманной Педагогики».

Его система «Школы Жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.

Основные постулаты гуманной педагогики:

  • Вера в возможности ребенка и уважение его как личности.
  • Раскрытие его природных способностей.
  • Направление его на служение добру и справедливости.

Педагогические аксиомы:

  • Доброта воспитывается добротою.
  • Любовь воспитывается любовью.
  • Радость воспитывается радостью.
  • Благородство воспитывается благородством.
  • Личность воспитывается личностью.
  • Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.
  • Воображение ничто в сравнении с жизнью.
  • Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни.
  • Жизнь — это шанс, не упусти его.
  • Жизнь — это красота, удивляйся ей.
  • Жизнь — это мечта, осуществи её.
  • Жизнь — это тайна, разгадай её.
  • Жизнь — это трагедия, выдержи её.
  • Жизнь — это приключение, решись на него.
  • Жизнь — это долг, исполни его.
  • Жизнь — это жизнь, спаси её.
  • Дети не готовятся к жизни — они в ней живут.

Гуманная педагогика формирует личность, которая руководствуется в жизни гуманистическими духовными ценностями, способна выбрать свою точку зрения и делать выбор на её основе, ставить и решать проблемы, помогать другим людям.

Важнейшая способность такой личности – способность к творчеству в любой области жизни.